Замена цепей BMW N47

Как то обратился ко мне с целью замены цепей на своем N47 мой давний товарищ Алексей.

Цепи уже шумели очень сильно. А поскольку пробег у машины был уже приличный, решили мотор слегка взбодрить.

Помимо замены цепей думали поменять вкладыши коленвала (пока он целый)), поршневые кольца, ну и притереть клапаны с заменой колпачков.

Мотор, само собой, был снят с автомобиля. Благо на е90 - это очень просто.
Снял головку цилиндров, а там…
А там многим известная трещина в блоке между 2-м и 3-м цилиндром:
Это известие сильно опечалило(( Блоков на N47D20A днем с огнем не найти, ну либо по цене мотора.

Искали искали где только можно — нет их, нашли один блок б/у за 80 тысяч. Не вариант.

Решил глянуть сколько за новый хотят. И обнаружил, что новый блок стоит дешевле бэушного)) Нашли новый блок за 78 тысяч. Немного странный вариант, т.к. под этим каталожным номером блок должен быть вместе с поршнями, а их не было, но и цена меньше)) Поскольку поршни у нас были, кольца новые тоже, решено было брать!
С блоком вопрос решили очень оперативно и я приступил к сборке
Новые вкладыши:
Новые цепи, планки:
Очистил поршни, поменял кольца:
Ну и собрал мотор)
Групповое фото на память в паре с бензиновым собратом))
Мотор успешно вставил, завел и отдал счастливому владельцу. И вроде бы и рассказу конец, НО НЕ ТУТ ТО БЫЛО!))
Покатавшись денек другой, владелец автомобиля понял что есть какой то посторонний шум.

Приехал послушали, действительно присутствует какой то шорох. Не стук, не треск, а именно достаточно громкий шорох. Но не от цепей. Звук подшипника которого давно лишили всякой смазки.

Ну думаю понятно, ролик какой-то помер. Нашли самый старый ролик, поменяли — толку ноль. Прокатился сам на машине, а в салоне то слышно еще сильнее! Шуршит караул.

Вообщем не долго думая, снял мотор обратно)) (Поставил рекорд — 1 час 30 минут)). Снял крышку привода ГРМ (сзади) — все нормально, ровно и аккуратно. А шум то как раз из под нее идет и по бокам двигателя. Износа какого то не появилось, стружки никакой нет. Но понятно же что просто так шуршать не будет. И тут пошатали мы балансирные валы. А люфт у них приличный. Но как так то? Валы то я не менял, подшипники на балансирных валах в полном порядке, все это я проверял.

А оказалось вот что! Блок то мы купили новый, а для унификации с новыми двигателями BMW B47 балансирные валы в этот новый блок нужно ставить нового образца. А старые не подходят совсем.

Я столкнулся с этим впервые, поэтому сразу не учел этот момент. Все дело в разном диаметре подшипников балансирного вала, в новом блоке втулки под подшипники большего диаметра. И вал старого образца, само собой, болтался во втулках. Заметить это сложно, тем более когда не предполагаешь подвоха. Еще один момент — нужна другая промежуточная шестерня балансирного вала. Втулка под шестерню с меньшим внутренним диаметром и старая шестерня попросту не встает во втулку в новом блоке. Я решил этот момент просто — перепрессовал втулку, поставив со старого блока. Вообщем делюсь опытом с теми, кто читает мои записи))

Короче говоря вздохнув, пришлось покупать еще и новые балансирные валы — 11 27 8 593 806. 11 27 8 509 738 — шестерня. Через несколько дней получили валы. Довольный Алексей примчался и вручил их мне))

Видна разница не вооруженным взглядом. Вал нового образца заметно меньше, поэтому легче:
Здесь видно что подшипники разных диаметров:
Но осмотрев их как следует я впал в ступор еще раз)) Торцы валов, с отверстиями для фиксации при установке их относительно коленвала совершенно другие. Соответственно приспособление для установки старого образца не подходит…
Вот такая разница:
Старая приспособа не подходит от слова совсем

Ну думаем не беда — сейчас найдем. А вот и не нашли, на тот момент в Москве ни у кого не было такой приспособы. Ни в магазинах, ни на прокат, ни даже у официалов.

Тупик короче)) Кое как нашли в Англии на Ebay эту штуковину. Заказали. Окольными путями, через Финляндию ее доставили к нам через месяц)).
В инструкции и в TISе указано что достаточно прикрутить ее к коленвалу и вставить в валы. Но проверив, я заметил что коленвал стоит не в ВМТ или НМТ, а может встать плюс минут градусов 10-15 от этих положений. Поэтому зафиксировал дополнительно коленвал в НМТ, для пущей уверенности.
После сборки мотор стал работать значительно тише, чем со старыми валами и блоком. Видимо снижение массы валов и увеличение диаметра их подшипников как раз были направлены на снижение шумности этого узла и двигателя в целом.

Вот таким образом я получил этот бесценный опыт)) Надеюсь, что эта запись поможет кому-нибудь при планировании ремонта такого же мотора. Учитывайте, что примерно с конца 2013 года, на всех подобных моторах (N47,B47 и бензиновый B48) нужно использовать такое приспособление для правильной установки балансирных валов! Всем спасибо за внимание, если остались вопросы — звоните, задавайте!